|
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ЮНЫХ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ И РАЦИОНАЛИЗАТОРОВ
|
Посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне
1941-1945 г.г.
и году Учителя.
ЗАДАНИЕ А ЗАОЧНОГО ЭТАПА
КОНКУРСА ЮНЫХ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ
(возраст 14-18 лет)
1. Изобретательская задача
Уважаемые юные изобретатели!
Мы предлагаем вам изобрести новый трёх– или четырёхколесный велосипед для детей, НО при этом необходимо выполнить одно ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ. При разработке нового велосипеда Вы должны (и ещё раз – это обязательное условие!) обеспечить возможность движения детей на велосипеде двумя способами:
– обычным, с помощью вращения педалей и передачи от них вращения колёсам велосипеда, непосредственно или через цепь;
– по принципу движения гусеницы.
Обычный способ в пояснениях не нуждается, а использование принципа движения гусеницы в известных технических конструкциях поясним приведён-ными ниже описаниями и рисунками этих изобретений. Мы предлагаем вам использовать эти изобретения в качестве аналогов для разработки ваших детских велосипедов.
Итак, на рисунках вы видите изображения устройств-аналогов, а под ри-сунками приведены их описания.
• Аналог №1: изобретение “Устройство Новосёлова С.А. для развлечения и тренировки” по авторскому свидетельству СССР №1701333, МКИ А 63 С 17/12, А 63 G 13/08, 19/12
Рис. 1.1
Рис. 1.2
Устройство работает следующим образом. На изогнутую пластинчатую пружину 1 давят сверху, при этом она распрямляется и колёса 2, установленные на концах пружины 1 разъезжаются. Причём из-за того, что на колёсах установлены храповые механизмы 3, которые задают колёсам только одно направление вращения, например, влево, и препятствуют вращению колёс в другом направлении (вправо), одна из колёсных пар остаётся на месте, а другая катится в заданном храпо-виками направлении. После распрямления пружины, на неё перестают давить, и она вновь изгибается, принимая первоначальную форму. При этом колёсная пара, которая при распрямлении пружины оставалась на месте, теперь начинает катиться, приближаясь к другой, ранее откатившейся от неё, колёсной пары, а та остаётся на месте под действием храповиков 3. Таким образом, это устройство имитирует движение гусеницы.
• Аналог №2: изобретение “Спортивный снаряд” по авторскому свидетельству СССР №1796232, МКИ А 63 С 17/12
Рис. 3
Спортивный снаряд содержит направляющую 1 и две пары опорных роли-ков 2 и 3. Опорные ролики содержат храповые механизмы 4 и 5. Задние ролики 3 установлены на стойке 4, которая прикреплена посредством крепления 8 к выполненному в виде опоры для ноги заднему концу 9 направляющей 1. Передние ролики 2 установлены на стойке 5, соединённой с ползуном 6, снабжённым опорой для другой ноги. Ползун 6 может двигаться вдоль направляющей 1. Ползун 6 вместе со стойкой 5 соединены пружиной 7 со стойкой 4, например, при помощи крепления 8. Направляющая 1 снабжена ограничителем 10.
Пользуются изобретением следующим образом. Встав на платформы для ног соответственно правой и левой ногами, спортсмен приводит спортивный снаряд в движение, многократно сводя и разводя ноги. При разведении платформ для ног в стороны (ползун 6 движется до упора 10) соединяющая пружина будет автоматически возвращать ползун 6 в исходное положение. При этом храповые механизмы, установленные на роликах, будут препятствовать роликам откатываться назад. Данный цикл повторяется многократно. Таким образом, и это устройство имитирует движение гусеницы.
В процессе разработки новых детских велосипедов вы можете изобрести и новые способы изготовления тех или иных элементов их конструкции, а также новые способы сборки известных элементов в новые и полезные комбинации. Это, безусловно, будет отмечено экспертами, проводящими конкурс.
Главными критериями при оценке ваших изобретений являются:
• новизна разработанных детских велосипедов и их элементов, способов применения принципа гусеницы, одновременность использования обоих принципов движения, способов крепления элементов, оригинальность их художественно-конструкторского решения и предложений по их дальнейшему усовершенствованию;
• полезность и многофункциональность велосипедов (например, велосипед-качели, велосипед – кресло качалка, велосипед – спортивный тренажёр мышц плечевого пояса и т.д.);
• количество различных вариантов использования изобретенных детских велосипедов.
В процессе работы над своим изобретением Вы можете использовать все известные вам методы поиска новых технических решений, например, морфологический анализ, синектику, метод фокальных объектов, алгоритм решения изобретательских задач или любые другие.
Опишите процесс генерации новой технической идеи (т.е. этапы движения вашей мысли к новой идее, промежуточные результаты применения методов поиска новых технических решений). Подробно опишите изобретенные вами устройства и варианты их изготовления. Сопровождайте свое описание рисунками и схемами.
2. Задача по анализу изобретения
Определите для вашего изобретения индекс Международной патентной классификации (МПК).
Проведите анализ вашего изобретения и его аналогов. Определите прототип вашего изобретения. Уточните полученное изобретательское решение с учетом информации из найденных описаний изобретений. Изобразите его графически (без указания размеров и несущественных деталей). Составьте формулу и описание изобретения в соответствии с основными правилами оформления заявки на выдачу патента на изобретение (используйте в качестве образца описание изобретения из Приложения 1 к заданию).
3. Задача по физике
Пожалуйста, проанализируйте и напишите, какие физические воздействия в процессе эксплуатации будет испытывать созданное вами устройство? Где са-мое слабое, наиболее подверженное деформации или разрушению место (часть, элемент, деталь) изобретения? Как можно изменить изобретение, чтобы уменьшить риск поломки?
Перечислите физические явления, законы и эффекты, которые используются в вашем изобретении. Проанализируйте и напишите, какие материалы, с какими физическими свойствами лучше всего использовать для изготовления изобретённого вами устройства.
4. Задача по черчению и дизайну
Выполните технический рисунок, эскиз или чертеж, отражающий суть вашего изобретения.
Предложите оригинальное художественно-конструкторское решение (внешний вид, дизайн) изобретения и представьте результат вашей работы в ви-де макета, рисунка, натурного образца или фотографии.
5. Задача по изготовлению натурного образца
Изготовьте натурный образец изобретенного вами устройства. Экспери-ментально проверьте его в различных ситуациях. При этом необходимо: соблюдать правила техники безопасности и составить инструкции для пользователя. Сфотографируйте натурный образец устройства или сделайте видеозапись его работы.
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ЮНЫХ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ И РА-ЦИОНАЛИЗАТОРОВ
2009-2010 учебный год
Посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне
1941-1945 г.г.
и году Учителя.
ЗАДАНИЕ А ЗАОЧНОГО ЭТАПА
КОНКУРСА ЮНЫХ РАЦИОНАЛИЗАТОРОВ
(возраст 14-18 лет)
Уважаемые юные рационализаторы!
Мы предлагаем вам рационализировать, то есть усовершенствовать, улучшить, сделать боле удобными и «умными» объекты вашей учебной деятельности и вашего быта. Основными критериями ваших рационализаторских предложений являются их полезность и новизна для ваших учреждений образования. За ваши рационализаторские предложения будут начислены дополнительные баллы, если они буду предназначены для того, чтобы сделать более интересной, удобной и комфортной жизнь наших ветеранов войны и (или) учителей.
1. Задачи «Придумайте, как…»
1.1. Придумайте, как быстро, не затрачивая значительных усилий и времени находить нужную книгу на стеллажах с тысячами разных книг?
1.2. Придумайте, как безопасно доставать книги с верхних полок шкафов и стеллажей, не вставая с места.
1.3. Придумайте, как равномерно распределить и закрепить ёлочные иг-рушки на ёлке с редкими и неравномерно расположенными ветками?
1.4. Придумайте, как усовершенствовать карманы одежды, чтобы в них было удобно искать мелкие карманные вещи?
1.5. Придумайте, как хранить гвозди разных размеров, чтобы их удобно было выбирать по размеру и удобно доставать?
2. Задание «Плюсы и минусы».
Выберите пять любых объектов вашей учебной деятельности или вашего быта, и перечислите их основные положительные качества, а затем и их недостатки, отрицательные качества. Например, зонт защищает нас от дождя – это плюс. Но носить его с собой – неудобно: он занимает место или руки, о нём нужно помнить, чтобы не потерять и т.д. – это минус.
Предложите, как усовершенствовать выбранные вами объекты, чтобы уменьшить число их «минусов» или превратить «минусы» в «плюсы».
3. Задание «Замена материала».
Выберите 2-3 любых объекта вашей учебной деятельности или вашего бы-та, и подумайте, можно ли заменить привычные материалы, из которых они сделаны, на другие материалы, которые обычно не используются для изготовления таких или аналогичных предметов. Например, сумку или портфель, можно сде-лать из прозрачного пластика. При этом могут появиться новые положительные качества таких предметов.
Предложите ваши варианты замены материала в выбранных вами объек-тах и опишите положительный эффект от такой замены.
4. Задание «Рационализаторское предложение»
Присмотритесь внимательней к объектам, предметам, окружающим наших ветеранов или наших учителей в их повседневной жизни, в быту. Найдите тот предмет, который вы можете усовершенствовать, чтобы их жизнь стала более комфортной и приятной. Опишите ваше предложение по усовершенствованию выбранного предмета в соответствии со следующей схемой:
- описание предмета, его предназначения, функций, требований к нему со стороны пользователя;
- описание недостатков выбранного предмета;
- формулировка цели предлагаемого вами усовершенствования;
- подробное описание предлагаемого вами усовершенствования (что изменить, как изменить, с помощью чего изменить и т.д.);
- эскиз или рисунок, поясняющий суть предлагаемого вами усовершенствования;
- описание полученной от вашего усовершенствования пользы.
Ваше рационализаторское предложение обязательно должно быть изго-товлено в виде экспериментального натурного образца или модели. Их фотографии или видеозаписи необходимо выслать в оргкомитет фестиваля. Если ваше рационализаторское предложение уже внедрено, например, в учреждении образования, необходимо приложить справку о внедрении, подписанную руководителем учреждения.
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ЮНЫХ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ И РА-ЦИОНАЛИЗАТОРОВ
2009-2010 учебный год
Посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне
1941-1945 г.г.
и году Учителя.
ЗАДАНИЕ Б ЗАОЧНОГО ЭТАПА
КОНКУРСА ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ
(возраст 14-18 лет)
Суть задания проста. Вы должны разработать технический (технологиче-ский) проект любого (на ваш выбор) изобретения или идеи. Объекты для вашего творчества – любые. Они могут быть связаны с профессией, которой вы обучаетесь, с учебными дисциплинами (предметами, курсами) которые вы изучаете, с вашими увлечениями в области спорта, музыки, рыболовства, кулинарии и т.д., а могут быть идеями из разряда фантастических. Главное, чтобы это поразило во-ображение жюри, зрителей и ваших соперников по конкурсу.
Вам предоставляется полная свобода в выборе средств и материалов для подготовки проекта. Итак, полная свобода творчества! Удивите жюри и соперников!
Представьте в оргкомитет описание проекта, чертежи, рисунки, фотографии, видеозаписи и т.д.
За ваши проекты будут начислены дополнительные баллы, если они будут предназначены для того, чтобы сделать более интересной, удобной и ком-фортной жизнь наших ветеранов войны и (или) учителей.
полностью задания с рисуками-схемами к ним и с правильным начертанием символов
можно скачать по ссылке:
скачать задания одним файлом
|