ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ЮНЫХ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ И РАЦИОНАЛИЗАТОРОВ
|
2009-2010 учебный год
Посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне
1941-1945 г.г.
и году Учителя.
ЗАДАНИЕ А ЗАОЧНОГО ЭТАПА
КОНКУРСА ЮНЫХ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ
(возраст 10-13 лет)
1. Изобретательская задача
Уважаемые юные изобретатели!
Мы предлагаем вам изобрести новую игрушку, или усовершенствовать какой-нибудь хорошо известный предмет труда или быта, чтобы он стал ещё полез-ней. Но главное условие, – при разработке новой занимательной игрушки или полезной вещи Вы должны использовать принцип матрёшки. Этот принцип уже использован в ряде изобретений, например:
• в игрушечной машинке могут быть спрятаны другие, меньшего размера, ма-шинки;
• в шкатулке могут быть размещены шкатулки меньшего размера;
• в сумке могут быть спрятаны сумки меньшего размера, вложенные друг в друга;
• в рукоятке взрослого зонтика может быть спрятан зонтик для ребёнка и т.д.
Мы специально привели не очень интересные и достаточно очевидные изобретения. Потому что мы уверены, что самые интересные, удивительные и неожиданные изобретения сделаете именно вы.
Главными критериями при оценке ваших изобретений-игрушек являются:
• новизна игрушек или предметов труда и быта, их элементов, способов при-менения принципа матрёшки, способов крепления элементов, оригинальность художественно-конструкторского решения игрушек и полезных вещей, а также перспективность предложений по их дальнейшему усовершенствованию;
• полезность игрушек или предметов труда и быта;
• количество различных вариантов возможных применения изобретенных иг-рушек или предметов труда и быта, а также возможности их другого полезного применения.
В процессе работы над своим изобретением Вы можете использовать все известные вам методы поиска новых технических решений, например, морфо-логический анализ, синектику, метод фокальных объектов, алгоритм решения изобретательских задач или любые другие.
Опишите процесс генерации новой технической идеи (т.е. этапы движения вашей мысли к новой идее, промежуточные результаты применения методов поиска новых технических решений). Подробно опишите изобретенные вами игрушки или предметы труда и быта, а также варианты их изготовления.
Сопровождайте свое описание рисунками и схемами.
За ваши изобретения будут начислены дополнительные баллы, если они буду предназначены для того, чтобы сделать более интересной, удобной и ком-фортной жизнь наших ветеранов войны и (или) учителей.
2. Задача по анализу изобретения
Найдите игрушки-аналоги вашего изобретения или опишите те предметы труда и быта, которые вы усовершенствовали в вашем изобретении. Укажите литературный источник, в котором эти аналоги описаны. Составьте список ос-новных элементов, из которых они состоят (будем называть их признаками).
Сравните конструктивные элементы аналогов с элементами, из которых со-стоит ваше изобретение. Перечислите (выпишите) общие (одинаковые или очень похожие) признаки вашего изобретения и каждого из аналогов.
Найдите отличия (перечислите отличительные признаки) своего изобрете-ния от каждого из аналогов, выпишите их.
Сравните предназначение вашего изобретения и аналогов, цели их исполь-зования. Выпишите общие цели, а если вы увидите, что ваше изобретение мо-жет быть использована по-новому, с новой целью, то запишите формулировку этой цели.
Определите, какой из аналогов является наиболее похожим, на ваше изо-бретение по своим целям и составу признаков. Назовите – этот аналог.
3. Задача по физике
Пожалуйста, проанализируйте и напишите, какие физические воздействия в процессе эксплуатации будут испытывать созданные вами игрушки или пред-меты труда и быта? Где самое слабое, наиболее подверженное деформации или разрушению место (часть, элемент, деталь) изобретения? Как можно изменить изобретение, чтобы уменьшить опасность поломки?
Перечислите физические явления, эффекты, законы которые используются в вашем изобретении. Какие материалы, с какими физическими свойствами луч-ше всего использовать для изготовления изобретённой вами игрушки или предметов труда и быта.
4. Задача по черчению и дизайну
Выполните технический рисунок, эскиз или чертеж, отражающий суть ва-шего изобретения.
Предложите оригинальное художественно-конструкторское решение (внешний вид, дизайн) изобретения и представьте результат вашей работы в виде макета, рисунка, натурного образца или фотографии.
5. Задача по изготовлению натурного образца
Изготовьте натурный образец или действующую модель вашего изобрете-ния. Экспериментально проверьте его (её) в различных ситуациях. При этом необходимо: соблюдать правила техники безопасности и составить инструкции для пользователя. Сфотографируйте натурный образец или модель изобретения или сделайте видеозапись.
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ЮНЫХ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ И РА-ЦИОНАЛИЗАТОРОВ
2009-2010 учебный год
Посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне
1941-1945 г.г.
и году Учителя.
ЗАДАНИЕ А ЗАОЧНОГО ЭТАПА
КОНКУРСА ЮНЫХ РАЦИОНАЛИЗАТОРОВ
(возраст 10-13 лет)
Уважаемые юные рационализаторы!
Мы предлагаем вам рационализировать, то есть усовершенствовать, улучшить, сделать боле удобными и «умными» объекты вашей учебной дея-тельности и вашего быта. Основными критериями ваших рационализаторских предложений являются их полезность и новизна для ваших учреждений образо-вания. За ваши рационализаторские предложения будут начислены допол-нительные баллы, если они буду предназначены для того, чтобы сделать бо-лее интересной, удобной и комфортной жизнь наших ветеранов войны и (или) учителей.
1. Задачи «Придумайте, как…»
1.1. Придумайте, как из одной, невысокой вазы для букета цветов сделать вазы:
- для одного высокого цветка;
- для нескольких высоких цветков;
- для букета цветов с различной длиной стебля;
- для букета цветов и одновременно для хранения мелких канцелярских при-надлежностей?
1.2. Придумайте, как предотвратить потерю оторвавшейся пуговицы?
1.3. Придумайте, как поливать цветы из лейки, не наклоняя её?
1.4. Придумайте, как усовершенствовать складной веер, чтобы для охлаждения не надо было им обмахиваться?
1.5. Придумайте, как лучше хранить канцелярские скрепки, чтобы они не сцеп-лялись друг с другом в коробочке, и чтобы их удобно было брать по одной?
2. Задание «Плюсы и минусы».
Выберите пять любых объектов вашей учебной деятельности или вашего быта, и перечислите их основные положительные качества, а затем и их недос-татки, отрицательные качества. Например, зонт защищает нас от дождя – это плюс. Но носить его с собой – неудобно: он занимает место или руки, о нём нужно помнить, чтобы не потерять и т.д. – это минус.
Предложите, как усовершенствовать выбранные вами объекты, чтобы уменьшить число их «минусов» или превратить «минусы» в «плюсы».
3. Задание «Замена материала».
Выберите 2-3 любых объекта вашей учебной деятельности или вашего быта, и подумайте, можно ли заменить привычные материалы, из которых они сделаны, на другие материалы, которые обычно не используются для изготов-ления таких или аналогичных предметов. Например, сумку или портфель, мож-но сделать из прозрачного пластика. При этом могут появиться новые положи-тельные качества таких предметов.
Предложите ваши варианты замены материала в выбранных вами объек-тах и опишите положительный эффект от такой замены.
4. Задание «Рационализаторское предложение»
Присмотритесь внимательней к объектам, предметам, окружающим на-ших ветеранов или наших учителей в их повседневной жизни, в быту. Найдите тот предмет, который вы можете усовершенствовать, чтобы их жизнь стала бо-лее комфортной и приятной. Опишите ваше предложение по усовершенствова-нию выбранного предмета в соответствии со следующей схемой:
- описание предмета, его предназначения, функций, требований к нему со сто-роны пользователя;
- описание недостатков выбранного предмета;
- формулировка цели предлагаемого вами усовершенствования;
- подробное описание предлагаемого вами усовершенствования (что изменить, как изменить, с помощью чего изменить и т.д.);
- эскиз или рисунок, поясняющий суть предлагаемого вами усовершенствова-ния;
- описание полученной от вашего усовершенствования пользы.
Ваше рационализаторское предложение обязательно должно быть изго-товлено в виде экспериментального натурного образца или модели. Их фото-графии или видеозаписи необходимо выслать в оргкомитет фестиваля. Если ваше рационализаторское предложение уже внедрено, например, в учреждении образования, необходимо приложить справку о внедрении, подписанную руко-водителем учреждения.
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ЮНЫХ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ И РА-ЦИОНАЛИЗАТОРОВ
2009-2010 учебный год
Посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне
1941-1945 г.г.
и году Учителя.
ЗАДАНИЕ Б ЗАОЧНОГО ЭТАПА
КОНКУРСА ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ
(возраст 10-13 лет)
Суть задания проста. Вы должны разработать технический (технологиче-ский) проект любого (на ваш выбор) изобретения или идеи. Объекты для ваше-го творчества – любые. Они могут быть связаны с учебными дисциплинами (предметами, курсами) которые вы изучаете, с вашими увлечениями в области спорта, музыки, рыболовства, кулинарии и т.д., а могут быть идеями из разряда фантастических. Главное, чтобы это поразило воображение жюри, зрителей и ваших соперников по конкурсу.
Вам предоставляется полная свобода в выборе средств и материалов для подготовки проекта. Итак, полная свобода творчества! Удивите жюри и сопер-ников!
Представьте в оргкомитет описание проекта, чертежи, рисунки, фотогра-фии, видеозаписи и т.д.
За ваши проекты будут начислены дополнительные баллы, если они буду предназначены для того, чтобы сделать более интересной, удобной и ком-фортной жизнь наших ветеранов войны и (или) учителей.
|